italy_france (torinissimo) wrote,
italy_france
torinissimo

Categories:

Лазурный берег Франции. Что посмотреть. Villefranche-sur-mer.

Находится эта красота между Монте-Карло и Ниццей.

Одними из первых это место оценили по достоинству кельтско-лигурийские племена, затем греки, древние римляне, которые, после завоевания Галлии, проложили здесь ответвление знаменитой дороги Виа Аурелия,через поселение Монтоливо . Основав порт, они дали ему название Olivula, оливковое дерево. 
 

С падением династии Каролингов, территория относится к Лотарингии и  восточному Провансу. Граф Прованса, Карл  II, граф Анжуйский, в 1295г. приказал жителям Монтоливо переселиться ближе к морю, чтобы защищать береговую линию от нападений пиратов. По его приказу порт становится свободным, безпошлинным, и таковым он будет до девятнадцатого века.
С 1388 восточный Прованс входит в состав Княжества Савойя (статус королевства савойские владения получат в 1713 г. по Утрехскому трактату, порт переименовывается в Виллафранка, становится его основной портовой базой. И на протяжении последующих 400 лет остается предметом споров между французами и Священной Римской Империей, чьими  союзниками на протяжении многих веков являлись Савойя. 
 
Савойя принадлежали огромые территории, начиная от современной границы между Италией и Францией, побережье от Вентмильи и до Ниццы плюс территории от Кунео до Вентимильи в Морских Альпах (за исключением Tende, Brigue). Входили они в состав Сардинского королевства, которое было частью Савойского. Казалось бы, где Сардиния, а где Пьемонт и Савойя :-)
Именно при Савойя происходит серьезное экономическое развитие порта Виллафранка. Порт этот нравился многим, у него очень удачное географическое положение. Даже когда штормит, в бухте не бывает высоких волн, отсутствуют сильные течения, и корабли чувствуют себя здесь в безопасности.
При Эмануэле Филиберто, основателе династии, в шестнадцатом веке была построены корабельные верфи, что позволило Савойя строить собственные корабли, которые принимали участие в важных сражениях, например, в стажении с сарацинами  при Лепанто.
 

Цитирую статью Владлена Сироткина с сайта www.pravda.ru

БУХТА ГРАФА ОРЛОВА
В городе Вилльфранш-сюр-мер хранят память о русских моряках, ученых и аристократах.
Воистину, по Пушкину, мы ленивы и нелюбопытны. А вот стажер из США Леруа Эллис не поленился — защитил в 1995 году в университете Экс-ан-Прованс докторскую диссертацию и издал ее отдельной книгой по-французски — “Русские на Лазурном берегу”.

Нет, это не те “новые русские”, что сорят долларами, дают немыслимые чаевые официантам и просаживают тысячи в казино.Это те русские, что еще при Екатерине II, озабоченные защитой “теплых морей”, Черного и Азовского, на дальних подступах к ним, в Средиземноморье, основали “русский Гибралтар” в глубоководной бухте тогдашней итальянской Ривьеры — у городка Вилльфранш-сюр-мер, ныне пригорода Ниццы. И именно им, екатерининским адмиралам Алексею и Федору Орловым, мэрия Вилльфранша намерена воздвигнуть два бюста, которые собирается доставить делегация Санкт-Петербургского Морского собрания во главе с потомком графов Орловых адмиралом Николаем Орловым.Бюсты будут установлены рядом со зданием мэрии, бывшей генуэзской крепости, напротив уже установленного бюста императрицы-матери Александры Федоровны, вдовы царя Николая I, на бульваре ее имени.С чего бы французам хлопотать о бывших “оккупантах”, с 1856 по 1870 годы державших в “русском Гибралтаре” целую армаду своих военных кораблей, построивших казармы, военный лазарет, дорогу из Вилльфранша в Ниццу, переоборудовавших бывшее галерное депо в свой угольный склад?И почему вице-мэр по культуре художник Шарль Минетти не только состоит в переписке по этому поводу с петербургским Морским собранием и Министерством культуры РФ, но и проводит семинары по истории “русского присутствия на рейде Вилльфранш-сюр-мер”.Да потому, что не является художник Минетти узколобым националистом, для которого высшее благо — разжечь костер вражды между “оккупантами” и титульной нацией; Шарль — европеец, а Россия была и есть часть европейской культуры и цивилизации.Да, в 1856 году Россия, потерпевшая сокрушительное поражение в Крымской войне, подписала в Париже унизительный мир (кстати, подписал его еще один граф Орлов — дипломат), по которому ей запрещалось иметь на Черном море военно-морские базы и военный флот (так называемая демилитаризация). Военные укрепления в Севастополе были срыты. По условиям Парижского мира не запрещали России иметь военно-морские базы в любой другой точке мира — имела же Англия тогда базы в Гибралтаре, на Мальте, на Красном море...К тому же до 1860 года эта часть Лазурного берега, от реки Вар и до г. Ментона на нынешней франко-итальянской границе (Ницца — Вилльфранш — княжество Монако) принадлежала тогда не Франции, а Сардинскому королевству со столицей в Турине. А его король Виктор-Эммануил I был весьма заинтересован в поисках дипломатических союзников, ибо именно в 1856—1860 годах шел ускоренный процесс объединения Италии “сверху” под главенством Савойской династии.И нет ничего удивительного в том, что сардинские дипломаты уже в ходе переговоров о мире в Париже (он был подписан 30 марта 1856 года) охотно вступили в контакт с русскими дипломатами на предмет представления России временной стоянки русским морским судам для заправки их углем. Дальнейшие переговоры продолжились в Турине, и уже в начале осени того же года русский посланник в Сардинском королевстве граф Штакельберг подписал русско-сардинскую секретную военно-морскую конвенцию о предоставлении на десять лет удобной бухты у городка Вилльфранш под постоянную стоянку русской эскадры. Так на итальянской Ривьере возник “средиземноморский Севастополь”.Дальше в дело вступила династическая дипломатия. 26 октября 1856 года в бухту Вилльфранша, которую местные жители успели окрестить “заливом Орлова”, прибывает сардинский фрегат “Карло Альберто”. На его борту — вдовствующая императрица-мать Александра Федоровна, супруга умершего в 1855 году царя Николая I, сердце которого не выдержало позорного поражения России в Крымской войне. В свите императрицы-матери состоят дипломаты, моряки, военные инженеры. Формально сиятельная вдова прибыла “на воды” — Крым разорен, не обустроен, а императорской чете отдыхать “на югах” где-то надо.Фактически визит — легальное прикрытие большой русской военно-дипломатической миссии, ибо и в Ницце, где остановилась императрица-мать (в соседнем Вилльфранше, тогда небольшом рыбацком поселке с четырьмя тысячами жителей, не нашлось подходящей виллы для отдыха сиятельной особы), и в Турине сразу же начались интенсивные переговоры о деталях обустройства “средиземноморского Севастополя”. Речь шла не только о строительстве собственно военно-морских сооружений в “бухте Орлова” — угольного склада, казарм, лазарета, орудийных батарей на входе в бухту (мыс Феррат, застроенный виллами миллионеров, и сегодня в просторечии зовется “русской батареей”), но и гораздо шире — о строительстве к Вилльфраншу железной дороги и даже... о покупке у Сардинии княжества Монако, расположенного в десяти километрах от “бухты Орлова” в сторону Италии. Вы представляете — блестящие казино Монте-Карло — и в составе СНГ?! Словом, разбитая в Крымской войне Россия, потеряв временно Севастополь как основную военно-морскую базу на Черном море, собиралась возродить ее на Средиземном море.Все эти планы “укоренения” в Средиземноморье подкреплялись интенсивной торговлей. В “бухте Орлова” в 1858 году открылся торговый причал, были сооружены хлебные склады — до 17 русских торговых судов ежегодно заходили в бухту и только к концу 1856 года доставили до 155 тыс. пудов русского зерна на продажу. Обратно они везли оливковое масло и цитрусовые. Уже в 1858 году торговый оборот “бухты Орлова” достиг невиданной для Вилльфранша суммы в 450 тыс. французских франков.Параллельно с военно-морской и торговой активностью России на Ривьере шло увеличение русской колонии на Лазурном берегу. Поскольку Вилльфранш с трех сторон зажат высокими горами и не имел свободных строительных площадок, потянувшиеся за императрицей-матерью русские аристократы начали скупать участки земли в соседней с “бухтой Орлова” Ницце.Первой пример подала великая княгиня Елена, жена брата Николая I и Михаила и свояченица Александры Федоровны. Она купила в Ницце виллу с большим участком, соорудила на побережье купальню и первой подала пример принятия морских ванн.В 1857 году императрица-мать снова приехала в Ниццу и на этот раз провела здесь всю осень и зиму. По ее инициативе и на ее деньги была заложена, построена и в 1859 году освящена первая русская церковь в Ницце во имя Святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, существующая и поныне вместе с русской библиотекой при ней.В 1860 году в результате сложной военно-дипломатической интриги статус Ривьеры изменился — Сардинское королевство уступило провинцию Савойя вместе с Ниццей и княжеством Монако Наполеону III, и итальянская Ривьера превратилась в Лазурный берег Франции.Но это никак не сказалось на статусе бухты — она по-прежнему осталась “средиземноморским Севастополем” России и в составе Франции, что в октябре 1864 года подтвердил Наполеон III во время встречи с Александром II в Ницце, продлив соглашение об аренде “бухты Орлова” еще на десять лет.У царя был и личный повод снова приехать в Ниццу. Его старший сын и наследник престола 20-летний цесаревич Николай Александрович был болен туберкулезом, и врачи настоятельно советовали царской семье отправить его на “морские воды”. Цесаревича срочно доставили морем в ноябре 1864 года из Одессы в “бухту Орлова”. Но, увы, было уже поздно — болезнь оказалась неизлечимой и 22 апреля 1865 года наследник престола скончался в Ницце на руках матери и отца, Александра II, срочно вызванного телеграммой из Петербурга. Позднее на месте виллы Нейон, резиденции императрицы-матери в Ницце, была сооружена часовня-памятник, стоящая и поныне в ограде самого большого на Лазурном берегу Свято-Николаевского собора на бульваре Цесаревича, открытого в 1912 году.К 1870 году международная обстановка в Европе вновь кардинально изменилась. Наполеон III потерпел сокрушительное поражение во франко-прусской войне и вместе с основной частью своей армии попал в плен к пруссакам. Виктор-Эммануил I воспользовался случаем и завершил объединение Италии “сверху”, присоединив к себе Папское государство и оставив ныне лишь квартал в Риме — Ватикан.Россия, в свою очередь, в одностороннем порядке денонсировала статьи Парижского мира 1856 года о демилитаризации Черного моря и вернула Севастополю статус военно-морской базы, что и было закреплено Лондонским международным протоколом 1871 года.Надобность во “втором Севастополе” в бухте города Вилльфранш отпала, и русские военные суда были переведены в гавани Крыма.Но русское имущество в “бухте Орлова” осталось: вплоть до первой мировой войны русские военные и гражданские суда время от времени заходили в Вилльфранш, чтобы пополнить запасы угля на бывшей военно-морской базе. В бывших военно-морских казармах (галерное депо) в конце XIX века профессором Алексеем Коротневым была создана русская океанографическая лаборатория морской зоологии, просуществовавшая как русское научное учреждение до 1932 года.При станции существовали океанографический музей, аквариум и научная библиотека, лаборатория имела собственную пристань и несколько гидрографических судов, регулярно публикуя свои годовые научные отчеты. Фактически это был крупный научный центр в “бухте Орлова”, где, например, в 1907 году работало более 30 русских и иностранных ученых. Центр содержала Российская императорская Академия наук.После Октябрьской революции связи лаборатории с родиной прервались, она существовала на добровольные пожертвования отдельных меценатов, пока в 1932 году окончательно не перешла в ведение французского национального центра научных исследований (аналог нашей РАН).После второй мировой войны на базе русской лаборатории создали биостанцию для практики студентов-биологов Сорбонны, и сегодня над ее проходной красуется надпись: “Лаборатория морской биологии Парижского университета — 6”.А стенды с портретами русских профессоров — основателей и сотрудников станции — демонтировали, и они пылятся в дальнем углу некогда принадлежавшего России здания станции.Хотя с легкой руки русских ученых из этой лаборатории (последний из них умер в 1969 году в Ницце) в Вилльфранше с конца XIX века регулярно проводятся научные океанографические семинары и симпозиумы, а сравнительно недавно мэрия города оборудовала на своей территории в цитадели целый “зал конгрессов”, где проходят и другие научные собрания — по археологии, морской геологии, истории и т.д.Вот какие исторические, научные и культурные всходы дал поначалу скромный угольный склад в “бухте Орлова”.

Владлен СИРОТКИН.
Вилльфранш — Ницца — Париж.

  
Добравшись сюда, вы сможете выпить кофе с круассаном в одном из баров с видом на море,

 поваляться на пляже, погулять по узким улочкам, напоминающими городки Лигурии стилем архитектуры и яркими красками зданий,
   
полюбоваться экзотическими цветами, которых здесь просто невероятное количество (и не только в теплые периоды года, холодных тут и не бывает, температура и зимой редко опускается ниже 8-10 градусов), посетить старинные крепости в самом Вилльфраншe
   
 и на холме Монт-Альбан, известном великолепным парком, панорамой на залив Ниццы, Вилльфранше и полуостров Кап Ферра и виллами знаменитостей, посидеть в милейших ресторанчиках, наслаждаясь курортной атмосферой и приятной публикой,
 
поискать милые безделушки на рынке антиквариата в воскресенье (он проводится на площади возле Капеллы Кокто). 
 
 
 
  
Попасть в Вилльфранш можно следующим образом:

- на вертолете, частном самолете, заказанном такси из любой точки Италии, Франции, Швейцарии, удобного для вас аэропорта, например, Ниццы, Турина, Милана, Генуи, это ближайшие (для любителей отдыхать на полную катушку возможен подобный вариант).

Более доступные варианты: 
- на автобусе номер 100, который ходит по побережью от Монако до Ниццы (от автостанции  Gare Routiere). Проезд стоит 1 евро.
 
- на электричке, с любой ж/д станции, Gare SNCF, до станции Villefranche-sur-mer.

- на арендованном авто в офисах
Europcar, Alamo, Hertz
Инфо для навигатора:

1 quai Courbet
06230 Villefranche-sur-Mer
VILLEFRANCHE SUR MER
 


Сделать фото по дороге от Ниццы до Монте-Карло можно с двух панорамных точек, если вы поедете по дороге Basse Corniche. Не заметить эти места невозможно, там всегда останавливаются другие туристы.
  

http://italy-france.livejournal.com/2009/11/06/


 


Tags: villefranche
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments